Особенности антикризисных стратегий предприятия

Особенности антикризисных стратегий предприятия

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Особенности антикризисных стратегий предприятияПрежде всего, антикризисная стратегия будет зависеть от причины кризиса на предприятии. Давайте рассмотрим особенности антикризисных стратегий предприятий в зависимости от причины кризиса.

1. Внутренний кризис

Причины и признаки внутреннего кризиса рассмотрены в разделе «Преодолеваем кризис развития». Возможные элементы антикризисной стратегии предприятия - в разделе «Антикризисный план и его реализация». Чтобы расставить приоритеты и сформировать антикризисную стратегию конкретного предприятия, нужно провести диагностику и маркетинговое исследование.

Внутренний кризис, как правило, приводит к низкой рентабельности, а то и убыточности предприятия. Руководство логично включает в антикризисную стратегию требования по повышению активности продаж. Однако, этот пункт стратегии останется не реализованным, если не выстроено эффективное управление бизнес-процессами, в частности, бизнес-процессами продаж. Поэтому на кризисных предприятиях часто приходится наблюдать такую картину: все дружно ругают «пассивный» отдел продаж, но дела от этого не улучшаются.

Нежелание руководства предприятия вкладывать деньги в совершенствование системы управления - это типичная ошибка антикризисной стратегии. Объясняют, мол, сейчас кризис, на зарплату не хватает, какое уж там описание бизнес-процессов. Подробно об этой ошибке написано в разделе «Финансирование организационного развития».

2. Отраслевой кризис

Отраслевой кризис - это всегда потери для одних и приобретения для других. Например, резкое падение курса рубля создаёт головную боль импортёрам, но даёт новые возможности для сбыта местным производителям. Антикризисная стратегия предприятия в ситуации отраслевого кризиса должна включать меры по диверсификации, а для этого нужно знать рынок и, опять-таки, иметь эффективную систему управления, позволяющую быстро «развернуть корабль». Выигрывает тот, кто ещё до наступления кризиса задумывался о диверсификации и эффективном управлении.

3. Макроэкономический кризис

В принципе, в этой ситуации антикризисная стратегия должна включать все те же пункты, что и в случае внутреннего кризиса. Но есть одно существенное отличие: общий объём рынка объективно падает и предприятиям приходится ради выживания задумываться о сокращении масштаба бизнеса.

В статье по приведённой выше ссылке даны рекомендации по проведению такого сокращения. Незаменимый инструмент для построения антикризисной стратегии с учётом сокращения - это финансово-экономическая модель предприятия. Главный принцип - сокращаем наименее эффективные сегменты бизнеса, а не менеджеров по маркетингу и персоналу, как это обычно делается.

Есть мнение, что в условиях кризиса стратегия вообще бесполезна, так как предсказуемость ситуации на рынке резко снижается. Не могу с этим согласиться.

Вот у нас летом весь город перекопан, ремонтируют покрытие, меняют коммуникации. В этих условиях поездка на другой конец города становится непредсказуемой и даже навигатор не спасает. Значит ли это, что в перекопанном городе нужно забыть о цели поездки и не прокладывать маршрут (стратегию)? Нет, конечно. Мы утыкаемся в очередную канаву и меняем маршрут, всегда помня о цели. А быстрее и дешевле доедет тот, кто имеет лучший навигатор и умело управляет автомобилем.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий. Как заказать построение стратегии, можно узнать по ссылке. Хотите узнать о возможностях оптимизации расходов на эту услугу? Читайте в разделе "Стоимость разработки стратегии развития предприятия".
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать построение стратегии развития?