Выбираем стратегию конкуренции

Выбираем стратегию конкуренции

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Выбираем стратегию конкуренцииСогласно классификации Майкла Портера, одного из отцов системного менеджмента, существуют 3 типа стратегий конкуренции, позволяющих предприятию успешно конкурировать на рынке:

  • Дифференциация, то есть предоставление потребителям продукта, более ценного для потребителя, чем у конкурентов,
  • Лидерство по издержкам, позволяющее победить в ценовой конкуренции,
  • Фокусирование, то есть концентрация ресурсов на более узких продуктовых и клиентских сегментах для победы над конкурентами внутри этих сегментов.

Когда начинаешь обсуждать выбор стратегии конкуренции с заказчиками бизнес-планов или стратегий развития, часто приходится сталкиваться с желанием «посидеть на двух ёлках сразу и нигде не уколоться». Такие заказчики хотят совместить дифференциацию и лидерство по издержкам. Постараюсь объяснить опасность такой гибридной стратегии конкуренции.

Реализовать стратегию дифференциации бесплатно не получится. Создание продукта, более ценного, чем у конкурентов, заставит предприятие вкладываться в обучение персонала, систему менеджмента качества, использовать более дорогие материалы и оборудование. Чтобы окупить свои расходы на внедрение этой стратегии конкуренции, предприятие будет вынуждено продавать свои товары или услуги по более высоким по ценам, чем у конкурентов, использующих стратегию лидерства по издержкам.

С другой стороны, часть потребителей готова заплатить более высокую цену за более ценный продукт. Таким образом, если строго придерживаться стратегии дифференциации, у предприятия существует необходимость и возможность поддерживать максимально высокие цены, по которым будут покупать ценители высокого качества.

Ориентация на ценность продукта выглядит престижно. Однако, некоторые руководители опасаются в погоне за качеством потерять «эконом»-сегмент своих покупателей и хотят обеспечить высокое качество и минимальные цены одновременно, то есть скрестить две разные стратегии конкуренции.

Такое решение приводит к одному из двух возможных результатов. Если руководство хочет реально добиться качества, более высокого чем у конкурентов, предприятие вынуждено идти на дополнительные издержки. Продавая свой продукт по минимальным ценам, предприятие неизбежно становится убыточным.

Если же руководство, столкнувшись с убытками, начнёт экономить на качестве, ценность продукта неизбежно упадёт, и стратегия дифференциации останется только на бумаге.

В общем, выбирая стратегию конкуренции, помните о словах А.С. Пушкина, который задолго до Майкла Портера написал:

«В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань».

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий. Как заказать построение стратегии, можно узнать по ссылке. Хотите узнать о возможностях оптимизации расходов на эту услугу? Читайте в разделе "Стоимость разработки стратегии развития предприятия".
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать построение стратегии развития?