Сокращать расходы предприятия нужно по плану

Сокращать расходы предприятия нужно по плану

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт»
Дата: 23.12.2013 г.

Сокращаться нужно по плану

Прослышав о наступлении кризиса, многие предприниматели тут же принимают решение о необходимости «законсервировать проекты», «ввести жесточайший режим экономии», сократить расходы. С теми, кому пришлось «затягивать пояса», хочу поделиться своим опытом, полученным ещё в 1998 году и обобщённым в период кризиса 2008 года. 

Представим себе, что руководитель компании, руководствуясь собственным опытом и предприимчивостью, а также рекомендациями специалистов, предпринял все необходимые усилия для повышения эффективности и сохранения доходной части. И тем не менее, проанализировав результаты и прогнозы, пришёл к выводу о необходимости сокращения расходов предприятия. В отличие от мероприятий по развитию, эта процедура для успешных компаний новая, непривычная, специфическая для кризисной ситуации.

Прежде всего нужно определиться с тем, что будем пытаться сокращать.  Моё глубокое убеждение, основанное на опыте нескольких сокращений бизнеса, состоит в том, что сокращать нужно не сотрудников и расходы на канцелярию, а наименее эффективные сегменты бизнеса. В этом случае сокращение расходов и требуемых оборотных средств будет следствием более общего решения.

Пересмотрите результаты деятельности компании за прошлый период, прогноз бюджета в существенных для бизнеса разрезах. Какие направления бизнеса лишь поглощают резервы, но не дают экономического результата? Какие клиентские сегменты наименее эффективны? Какие продукты, услуги, торговые марки, товарные группы, позиции номенклатуры наименее рентабельны? Какие каналы и методы продвижения не дали ожидаемого эффекта? Ответив на эти вопросы, вы получите варианты возможных сокращений.

По большому счёту в период кризиса у бизнеса есть 2 проблемы: сокращение рынка сбыта и дефицит оборотных средств. Экономические последствия первой проблемы проявляются в убыточности бюджета доходов и расходов (БДР), второй - в появлении кассовых разрывов в бюджете движения денежных средств (БДДС). Возникает естественное желание: посмотреть, что будет с этими показателями при разных вариантах сокращения расходов. Для решения этой задачи должна быть построена финансовая модель предприятия.

В результате работы по моделированию экономики предприятия владельцы компании получают инструмент, позволяющий просчитать прогноз финансового результата и рисков каждого из вариантов сокращения масштабов бизнеса. Решение, как всегда, остаётся за человеком, но в этом случае оно принимается на основе объективных данных, а не эмоций, которые в стрессовой ситуации могут подвести.

Опыт кризисов 1998 и 2008 годов показал, что вынужденное сокращение масштабов бизнеса, может привести к его оздоровлению, если проведено опытными управленцами. Сокращаются необязательные расходы, сворачиваются наименее эффективные направления бизнеса,  в результате чего освобождаются средства, которые могут быть направлены на «направления главного удара». В условиях кризиса повышается лояльность персонала, необходимость преобразований становится для коллектива более понятной, что позволяет провести изменения быстро, без незапланированных кадровых потерь и конфликтов. За периодом кризиса рано или поздно начнётся период роста рынка, и его плоды пожнут те, кто пережил кризис с минимальными потерями и наибольшей пользой.

Можно ознакомитьсяКомпания "Питер-Консалт" оказывает услуги по разработке финансовой модели предприятия. Как заказать построение модели можно узнать по представленной ссылке. В разделе "Стоимость разработки финансовой модели" можно ознакомиться с возможностями по оптимизации её стоимости.
 Важно!Если вы заполните эту форму для подготовки коммерческого предложениямы пришлём вам КП с учётом такой оптимизации.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как сокращать расходы в период кризиса?