Как сделать декомпозицию бизнес-процесса

Как сделать декомпозицию бизнес-процесса

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Как сделать декомпозицию бизнес-процессаНедавно потенциальный заказчик услуги описания бизнес-процессов задал мне интересный вопрос: по каким принципам делается декомпозиция бизнес-процесса? Например, есть самый общий бизнес-процесс предприятия, описываемый в нотации IDEF0 контекстной диаграммой. Какие бизнес-процессы должны войти в его декомпозицию?

Ответ на этот вопрос очень простой. Каждый бизнес-процесс декомпозируется на бизнес-процессы управления объектами, которыми нужно управлять на этом уровне.  Например, самый общий бизнес-процесс предприятия («контекстный» в терминологии IDEF0) декомпозируется на бизнес-процессы управления клиентами, поставщиками товаров и услуг, производством товаров или услуг, персоналом, инфраструктурой, финансами и т. д.

Однако, мой собеседник продолжал настаивать: «Как именно для декомпозиции бизнес-процессов составляется этот список объектов управления?».

Уже потом, после переговоров, я понял, почему декомпозиция бизнес-процессов не составляет затруднения у меня, но вызывает вопрос у заказчика. У каждого специалиста в области описания бизнес-процессов есть проверенная годами структура декомпозиции, которая для конкретного предприятия лишь настраивается.  Такая структура позволяет без затруднений правильно составить иерархию объектов управления для декомпозиции бизнес-процессов на каждом уровне.

«Правильная» структура бизнес-процессов доступна и неспециалистам. Достаточно воспользоваться, например, структурой классификации бизнес-процессов, разработанной Американским Центром производительности и качества (APQC), референтными отраслевыми моделями, опубликованными в Интернете, или моделями функциональных блоков типа ITSM (IT Service Management, управление IT-обслуживанием). Нужно только настроить эти модели для конкретного предприятия.

Есть способ, который позволяет если не сделать декомпозицию бизнес-процессов, то по крайней мере проверить её необходимость и достаточность. В статье «Использование системы показателей для улучшения бизнес-процессов» я писал о том, что декомпозиция бизнес-процессов должна соответствовать иерархии системы показателей.

Как построить дерево системы показателей, написано в статье по ссылке. Для каждой цели верхнего уровня нужно определить необходимый и достаточный список инициатив, которые позволят достичь этой цели. По каждой инициативе определяем её цель. Таким образом получается декомпозиция цели верхнего уровня. Если теперь для всех целей определить показатели - измерители достижения целей, получится дерево системы показателей.

Теперь давайте вернёмся к декомпозиции бизнес-процессов. Если в декомпозиции бизнес-процесса, соответствующего цели верхнего уровня, присутствуют бизнес-процессы, необходимые и достаточные для достижения этой цели, значит декомпозиция выполнена правильно.

Приведу пример. Предположим, мы декомпозируем «контекстный» бизнес-процесс. Определили одну из его целей - увеличение масштаба бизнеса. Определяем инициативы для достижение этой цели - расширение клиентской базы, увеличение ассортимента. Значит в декомпозиции «контекстного» бизнес-процесса обязаны быть бизнес-процессы управления отношениями с клиентами и поставщиками. Для выполнения этих бизнес-процессов необходимо управлять персоналом, финансами и инфраструктурой предприятия. Таким образом декомпозиция «контекстного» бизнес-процесса в отношении цели «увеличение масштаба бизнеса» определилась.

Можно ознакомитьсяПо следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать совершенствование бизнес-процессов?