Процессный подход к управлению

Процессный подход к управлению

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Процессный подход к управлениюВероятно, большинству читателей знаком термин, вынесенный в заголовок статьи. Что же такое «процессный подход к управлению» и чем отличается от других подходов? Не претендуя на методичность, отмечу несколько наиболее важных особенностей управленческого подхода, основанного на понятии бизнес-процессов.

В соответствии с процессным подходом к управлению, предприятие на самом общем уровне рассматривается как процесс, перерабатывающий входящие (на рисунке стрелки слева) информацию и ТМЦ, в выходящие (стрелки справа), передаваемые во внешнюю среду. Переработка происходит под управлением правил (сверху), в ней используются ресурсы внешней среды (снизу). Модель предприятия для процессного подхода к управлению на этом, самом общем уровне выглядит, например, так:

Схема бизнес-процесса верхнего уровня

Такая общая модель процессного подхода к управлению информирует только о внешних параметрах. Чтобы описать «внутренности», разработчики бизнес-процессов проводят декомпозицию бизнес-процессов, примеры которой можно посмотреть по ссылке.

Важно то, что на каждом уровне детализации, предприятие, функциональный блок (например, производство, продажи, маркетинг и т. д.), участок (например, поиск новых клиентов) рассматриваются, как бизнес-процесс, характеризующийся входами, выходами, управлением, ресурсами, владельцем, участниками, показателями, ради достижения которых бизнес-процесс выполняется.

Такой процессный подход к управлению коренным образом отличается от «структурного» подхода, при котором, прежде всего, создаётся организационная структура управления. Недостатки «структурного» подхода были рассмотрены в статье «Поставим организационную структуру на место».

Нужно отметить, что не все участки работы предприятия описываются бизнес-процессами. Например, не поддаётся алгоритмизации работа творческих специальностей. А если бы поддавалась, то можно было бы любого человека, даже робота, научить создавать, например, дизайн, однако, пока не удаётся.

Каковы же достоинства процессного подхода к управлению?

1. Клиентоориентированность

Это касается не только внешних клиентов, но и внутренних. При процессном подходе к управлению понятно, за какой результат отвечает перед клиентом владелец бизнес-процесса.

2. Чёткие требования к поставщикам процесса

Обратная сторона п. 1: владелец бизнес-процесса знает от кого и какой результат он вправе ожидать.

3. Обоснованность ресурсов

Понятно, на какой результат расходуются материальные, информационные, кадровые, логистические и другие ресурсы. Например, в некоторых компаниях при заказе очередного отчёта информационной системы программистам заказчик должен указать, для выполнения какого бизнес-процесса этот отчёт предназначен.

4. Однозначность управленческих правил

Если правило есть, то для реализации процессного подхода к управлению оно должно быть описано и объяснено всем участникам бизнес-процесса. Сказки о том, что «это все знают» больше не приведут к ошибкам.

5. Распределение ответственности и подчинённости

Владелец бизнес-процесса отвечает за его показатели, а не за то, что обычно пишут в должностных инструкциях, скачанных из Интернета. Участники бизнес-процесса подчинятся владельцу по функционалу бизнес-процесса. Это так называемое функциональное подчинение в отличие от административного, закреплённого в организационной структуре. Один из функциональных начальников сотрудника является также его административным руководителем.

6. Единое понимание процедуры

Процессный подход к управлению подразумевает описание процедуры взаимодействия в графическом (лучше) или текстовом (хуже) виде. Примеры таких процедур можно посмотреть по представленной ссылке.

7. Понятные цели и показатели

Бизнес-процесс выполняется не сам для себя, а для достижения плановых значений его показателей.

Вряд ли кто-то откажется от характеристик управления, перечисленных выше. Весь вопрос в качестве внедрения процессного подхода к управлению. Если не получается хорошо внедрить самостоятельно, не стоит ругать методику. Нужно просто обратиться к специалистам.

Можно ознакомитьсяПо следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать совершенствование бизнес-процессов?