Мифы и легенды системы ключевых показателей KPI. Часть 2

Мифы и легенды системы ключевых показателей KPI. Часть 2

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Мифы и легенды системы ключевых показателей KPI. Часть 1О части мифов, связанных с системой ключевых показателей KPI, я уже написал в первой части статьи по ссылке. Но этим списком легенды KPI не исчерпываются.

Тот, кто уже внедрял управление по ключевым показателям KPI, неизбежно столкнулся с возражениями сотрудников: "я не могу отвечать за этот показатель, так как на него влияю не только я, но и мои коллеги".

В организации, как в любом организме, всё взаимосвязано. Поэтому, строго говоря, нет ни одного показателя, на который бы влиял только 1 сотрудник. Назначая ответственного, выбирают не единственного повелителя показателя KPI, которого нет, а того, кто может влиять на показатель в наибольшей степени. Если предприятие использует для управления процессный подход, то ответственным является менеджер соответствующего бизнес-процесса, который и назначен для достижения ключевого показателя. Этому менеджеру нужно дать все необходимые полномочия, каналы связи, информацию для выполнения своих обязанностей. Тогда и спросить с него можно по полной программе.

Бывают и такие ситуации, когда возможности влиять на ключевой показатель KPI настолько распределены между сотрудниками, что его включение в систему стимулирования одного из них, приведёт не к мотивации, а к демотивации. Так не включайте в стимулирование! Или включите в мотивацию всей группы сотрудников. Но если это ключевой показатель, то управлять им нужно, а значит, ответственный должен быть, и обязан заботиться о выполнении показателя.

Справедливости ради, нужно сказать, что на некоторых предприятиях не заморачиваются с этим самым процессным подходом, а просто выбирают "крайнего", надеясь, что депремирование заставит совершить человека чудо. Но я пишу о том, как должно быть, а не как есть у некоторых.

Иногда боязнь ответственности столь велика, что помехой для выполнения показателя сотрудники называют не коллег, а ... клиентов. Например, менеджер по продажам перечисляет список реальных причин, по которым клиенты не покупают продукцию предприятия. И делает вывод - не могу отвечать за объём продаж.

Но если продукция предприятия будет превосходить конкурентов по всем статьям, менеджеры по продажам и не понадобятся! Восторженные покупатели выстроятся в очередь у склада, а показатель объёма продаж перестанет быть ключевым. На то и нужны менеджеры, потому они "менеджерами" и называются, что должны управлять продажами, добиваться достижения целей, преодолевая противодействующие факторы.

Иногда нежелание сотрудников включать показатель в систему KPI связано с тем, что на его значение влияет множество факторов, и зависимость эта не совсем понятна. Поскольку сотрудники думают, что рано или поздно этот показатель "прибьют кому-нибудь к печени", лучше сразу не включать его в систему KPI.

Если мы пока не понимаем, как влияют субъективные и объективные факторы на ключевой показатель, это не причина сделать вид, что его не существует. Наоборот, необходимо наладить его измерение и регистрацию вместе с регистрацией значений всех этих факторов. Тогда, накопив статистику, мы сможем понять зависимость показателя от факторов и принять решения, способствующие его улучшению.

Ответственность за показатели KPI вообще неправильно воспринимать, как петлю на шее. Если исполнителя назначают менеджером бизнес-процесса - это карьерный рост со всеми вытекающими возможностями и пряниками. Правда так бывает у грамотных руководителей, которые хотят создать центр ответственности, а не назначить "крайнего".

Последний миф о системе ключевых показателей KPI, который хотелось бы разрушить в этой статье, звучит очень просто: система показателей - это не таблица, а процесс. От того, что мы составили список показателей, и даже внесли в таблицу их плановые значения, результат не улучшится. Необходимо наладить

  • регистрацию фактических значений показателей,
  • регулярный анализ план-факта,
  • выработку управленческих решений на основе анализа,
  • контроль выполнения этих решений.

Вот если менеджеры предприятия смогут запустить этот процесс и поддерживать его постоянно, будут креативны и настойчивы, возможности системы ключевых показателей KPI принесут моральные и материальные дивиденды всем участникам.

Можно ознакомитьсяНа сайте компании "Питер-Консалт" можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей BSC и KPI, отзывами наших заказчиков,  Смотрите видео!записью нашего вебинара "Система показателей - основа управления предприятием", а также c процедурой заказа и построения этого инструмента. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость разработки системы показателей".
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать построение системы показателей?